14 мая 2017 года, в неделю о самарянке, архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил Божественную Литургию в Преображенском кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель собора секретарь епархии иеромонах Никандр (Горбатюк), ректор Якутской духовной семинарии иеромонах Иларион (Варежкин), духовенство храма.
По сложившейся традиции за богослужением пели соборный хор под управлением Екатерины Павловой и хор преподавателей и студентов Якутской духовной семинарии под управлением диакона Александра Коробкина.
По завершении богослужения владыка обратился к собравшимся со словами проповеди:
— Переживание Пасхи длится в Православной Церкви сорок дней, в течение которых мы исполняем пасхальные песнопения, прославляющих Господа — Победителя смерти, открывшего нам путь к Себе, в Царствие Небесное. Несмотря на то, что главный мотив этих песнопений — это радость о Господе, мы в этой радости мы не растворяемся полностью. В эти пасхальные дни Святая Церковь призывает нас, радуясь, не забывать о насыщенной духовной жизни.
Только ли умилиться призывает нас сегодняшнее евангельское чтение? Христос беседует женщиной — причем женщиной, внимания-то не заслуживающей с точки зрения общественного мнения: необразованная, живущая среди людей, конфликтовавших с богоизбранным народом, да к тому же еще и с нравственной жизнью у нее были проблемы. А Христос с ней говорит о чем-то очень важном и серьезном — о молитве и духовной жизни…
Мы многое делаем для нашего тела, стараясь его хранить, создавая ему комфорт, оберегать от болезней. Но у каждого из нас есть и другая неотъемлемая часть — духовная. Душа неотмирна. Она создана Богом, и питать ее следует не земными плодами. Она сама должна жаждать, искать этого питания. Если душа не просит пищи, то она либо спит, либо мертва.
Вот об этом Христос и говорит с этой женщиной — о жажде духовной и воде живой, пище духовной. Мы не должны никогда забывать о жизни духа — ни в печальные дни, ни в радостные, ибо тогда душа наша будет умирать.
В наше время духовностью и духовной жизнью стали называть всю полноту культурной жизни. Говорят: «Сходить в театр — тоже опыт духовный, посмотреть красивые картины — напитать душу, послушать симфонический оркестр — получить духовную пищу». Мы, верующие люди, ни в коем случае не противопоставляем духовность искусству и культуре — напротив, невозможны храмы без произведений искусства: музыки, икон… Но само по себе искусство духа не питает, ибо адресовано к нашим чувствам — зрению, слуху… То есть — к телу.
Духовной же жизнью со времен Христа Спасителя является молитва. Поклонение Богу — в духе и истине. И если таковой нет даже в самой благополучной жизни, даже в самом прекрасном творчестве — надежды на жизнь будущую, вечную нет. И большой вопрос, является ли живущая так личность полностью раскрывшейся в глазах Божьих.
Говоря с самарянкой, Христос и нам напоминает: не забывать думать о своей душе, воспитывать ее и питать молитвой, церковными таинствами, единодушием. Пусть это Его назидание будет основанием нашей жизни. Будем радоваться и благодарить Господа за то, что имеем счастье пребывать в храме и в молитве, обращенной к Нему, и слышать вечное приветствие: Христос Воскресе! — Воистину Воскресе!