Главные заповеди

17 сентября 2017 года архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил Божественную Литургию в Преображенском кафедральном соборе. В этот день Церковь вспоминает перенесение мощей святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских и собор Новомучеников и исповедников Казахстанских. В том числе в Казахстане, в Караганде в 1937 году был расстрелян священномученик Евгений (Зернов), начинавший свое служение на территории современной Якутии.

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель собора иеромонах Никандр (Горбатюк), ректор Якутской духовной семинарии иеромонах Иларион (Варежкин), благочинный 2 Центрального округа протоиерей Сергий Колесников. Диаконский чин составили диакон Александр Коробкин и диакон Александр Романенко. За богослужением пели хор Преображенского кафедрального собора под управлением Екатерины Павловой и хор преподавателей и студентов Якутской духовной семинарии под управлением диакона Александра Коробкина. 

После сугубой ектении, как продолжается уже в течение трех лет, звучала молитва о мире на Украинской земле. 

Проповедь перед Причастием произнес протоиерей Сергий Колесников. 

В конце богослужения священники и миряне помолились перед образом святых Петра и Февронии с частицей святых мощей. Архиепископ Роман напомнил, что святые показали идеал семьи, относясь друг ко другу при жизни с терпении и любовью, почему к ним и обращаются верующие с молитвой об укреплении мира и согласии в семьях.

Владыка обратился к народу Божию с проповедью на сегодняшнее евангельское чтение. 

— По большей части людьми, не принявшими Христа, были богословы своего времени — законники, которые принадлежали к разным религиозным партиям, но были едины в одном: они тщательно исполняли букву Закона. Неоднократно они пытались задать Христу такой провокационный вопрос, чтобы на основании Его ответа построить целое дело против Него. Из Его дел — проповеди, исцелений и помощи людям — такое дело завести было невозможно. Нужен был удобный случай. 

Сегодняшний персонаж, чье имя евангелист не называет — потому что, видимо, оно неважно, важно лишь то, что это был заведомый провокатор в этой истории, обращается ко Христу каверзный вопрос: «Если Ты такой умный, какая главная заповедь?» 

И сейчас, и тогда все стараются исполнять главные заповеди. Второстепенные — по возможности, а главную — надо исполнить. На главной заповеди вся религиозная система и строится. 

Этот законник представлял ту часть общества, которая главными заповедями считали обрезание и соблюдение субботнего покоя. Велась даже дискуссия о том, какая важнее, поэтому даже если бы Христос назвал одну из них, Он бы все равно оказался не прав — сама постановка вопроса была неверная. Но Он отвечает не называет ни ту, ни другую. Он говорит: «Возлюби Бога всем сердцем, всей жизнью своей, и вторая — подобная ей: возлюби ближнего своего, как самого себя».

Этим ответом все слушатели были поражены — ведь Христос сказал это не лично от Себя, а цитируя Священное Писание Ветхого Завета — книгу Царств, которую они, безусловно, знали. Они жили по Ветхому Завету, но заповеди, лежащие в основании всей жизни каждого верующего человека, — забыли, поставили на второе место, а выделили — поверхностные и второстепенные: сколько шагов делать в субботу и как совершать обрезание. 

Для нас сегодняшнее повествование еще и еще раз напоминает: что бы мы ни делали в религиозной жизни, в основание всей жизни мы должны полагать эти заповеди. Если мы будем поститься до изнеможения, раздадим большую часть средств раздадим бедным — но не в знак любви к Богу и ближнему, а ради тщеславия, то мы не получим спасения. Любить всем сердцем Бога и ближнего — того, кто в эту минуту находится рядом — как самого себя. 

К сожалению, законнический подход формальных отношений с Богом присутствует и сейчас. Грех тянет нас к тому, чтобы мы сделали что-то маленькое: свечку поставили, в храме постояли — и этим «договорились» с Богом: что-то я для Тебя сделал. Но на самом-то деле — сама жизнь наша — это Его дар нам. Все, что мы имеем, — по-настоящему Божье. Мы — в большом и неоплатном долгу у Него. Никаким количеством пожертвований мы не сможем отблагодарить Его — только исполнением Его заповедей. Христос говорит: «Если вы Мои ученики, то заповеди Мои соблюдете». А заповеди эти нам сегодня называет Священное писание: любить Бога всей своей жизнью и ближнего, того, кто рядом — как самого себя. И пусть они станут для нас помощью в поддержании правильного христианского духа в нашей жизни.

Posted in Главное, Служение архиерея and tagged , .