28 августа 2019 года архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил праздничную Литургию в Преображенском кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель собора иеромонах Никандр (Горбатюк), благочинный 2 Центрального округа протоиерей Сергий Колесников, первый проректор Якутской духовной семинарии иеромонах Фаддей (Булгаков), руководитель отдела благотворительности иерей Александр Воронов, священник Николай Катан. Проповедь перед Причастием произнес священник Александр Воронов.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы, который сегодня отмечается — один из самых почитаемых в православном народе. Поздравляя верующих, владыка Роман отметил, что этот день — одна из страниц Священной истории, связанных с осуществлением дела спасения.
— Господь любви Своей ради, а не по другим причинам совершил схождение на землю, а чтобы это было возможно, Ему должно было воплотиться и родиться от Женщины. И в течение долгого времени Он искал Ту, через Которую осуществится таинство Боговоплощения, схождения Бога на землю для спасения всех людей. Она была найдена. Она была выращена несколькими десятками поколений иудейского народа. И через Нее совершилось это великое таинство. Без Рождества Сына Божия от Нее невозможно было представить явление Господа на земле.
Но и сегодня остаются люди, которые утверждают, что подвиг Матери не столь значителен для истории христианства. Эти люди видят повод для такого отречения от Божией Матери в том, что слишком мало мы находим свидетельств о Ней в Священном Писании Нового Завета.
Да, это так. Но это говорит, во-первых, скорее о Ее скромности, а во-вторых — о том, что главной личностью в истории нашего спасения был Господь Иисус Христос. Евангелисты сознательно уменьшают значение других людей, чтобы Его личность не была заслонена никем, даже Его собственной Матери.
Вместе с тем богатейшая и древняя христианская история ни в один день, ни в одном песнопений, ни в одной службе не умаляет Божией Матери, не дерзает отрицать Ее чрезвычайное присутствие в духовной жизни. Мы не найдем ни одного храма восточной или западной традиций, где бы не было образа Пресвятой Владычицы Богородицы.
Для нас это основание продолжить Ее почитание, даже если мы не имеем личного молитвенного общения с Нею, хотя и такого человека найти сложно, кто бы не обращался к Божией Матери. По Своей чуткости Она всегда бывает скоро и по-матерински внимательной к нашим скорбям.
Еще одно обстоятельство подчеркивает близость к нам Божией Матери и Ее значение в нашей жизни. Один современный богослов говорит, что наше почитание Господа Иисуса Христа сродни почитанию царя верноподанными. Он живет далеко в столице, его все знают, имеют его портреты, чтят его дни, но его не видели. А царицу или мать царя можно почитать только в том случае, если ты ее знаешь сам, если чувствуешь близость родства с ней.
То же самое в Пресвятой Богородице — мы почитаем родственную близость с Нею. Она нам по-человечески родная. Она тоже имеет человеческую природу, как и мы. В какой-то степени мы Ее далекие родственники, стоюродные внуки. В нас течет та же кровь, что и в Ней, просто за Свою чистоту Она была избрана для Боговоплощения и стала мостиком от неба на землю, сотаинницей нашего спасения — но осталась человеком.
В силу этой близости мы радуемся Ее Успению — тому, что Она отходит телом и душой на небо, показывая, что каждый человек, живущий в святости, вере и чистоте, может совершить этот путь от земли на небо, от бренной жизни к жизни вечной, от суеты к славе Божией в Царстве Небесном. За это мы благодарим Деву Марию, за Ее непрестанное попечение о всех нас. Пусть будет оно с нами всегда!