Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна,
тщетна и вера ваша (1Кор. 15:14)
Каждый христианин, будучи соучастником Божественной жизни, в то же время является наследником победы Христа над смертью и грехом. Этот тезис я бы хотел детально осветить в моем сегодняшнем докладе.
Христианская Церковь существует уже две тысячи лет. Возникнув сначала в среде личных учеников Господа нашего Иисуса Христа — апостолов, Христианство после веков гонений и запретов стало утверждать себя на всей земле. Печальная тенденция гонений и убийств христиан прослеживается и сегодня в различных уголках мира. Но для христиан это не стало чем-то неожиданным и незнакомым — об этом предупреждал Своих последователей Господь, говоря, что Его ученики всегда будут гонимы и ненавидимы этим миром, который во зле лежит (см. Ин. 15:20). Поколению ХХI века, вероятно, сложно представить, что чувствовали ближайшие ученики Христа и первые христиане, судьбой которых стало распространение Христианства и самая настоящая борьба за выживание. Проповедуя слово Божие, апостолы и миссионеры в борьбе с языческими религиями прежде всего отмечали ложность, ошибочность этих верований, подчеркивая истинность Христианства. Учение Христа, которое распространяла лишь небольшая группа последователей, стало впоследствии одним из значительнейших духовных и культурных явлений в мире. Этот парадокс Христианства до сих пор многих удивляет, ведь малоизвестному учению противостояло воинственно настроенная античная культура, имевшее за собой тысячи лет искусства, образования, государственной власти.
Многие исследователи как прошлого, так и современные, задаются вопросом, каким именно образом Христианство смогло не только выстоять в неравной борьбе против него, но и победить и даже распространиться по всему миру. Для христианина ответ на этот вопрос предельно ясен, и он дан Самим Христом: «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27). Борясь с Христианством, люди боролись с Богом, а Бога, Истинную Жизнь, победить нельзя — это и было главным аргументом последователей Христа. Бог восстанавливает справедливость не только после нашей смерти и не только на Страшном суде.
Среди причин, определивших победу Христианства, часто отмечают роль мученичества. Именно оно, считают исследователи, заставляло язычников удивляться твердости христиан, пробуждало интерес к их вере и в итоге вело к обращению. В поддержку этого взгляда ссылаются на слова Тертуллиана: «Кровь христиан есть семя (Церкви). Упорство, за которое вы нас укоряете, является учителем. Ибо кто, видя его, не пожелает выяснить, что за этим кроется?»[1].
И в ХХ веке безбожная власть пыталась расправиться с христианами, борясь с любым проявлением религиозности. Физически уничтожая и отправляя в ссылки верующих, власть пыталась искоренить любое упоминание о Боге. Но, как и в первые века, несмотря на, казалось бы, видимый успех, запугивание и уничтожение всех неугодных, борьба против Бога и Церкви вновь обернулась для всех гонителей поражением, а для Христианства — победой. Христианство не исчезло и даже не уменьшилось, а наоборот, еще более развивалось и распространялось. Сколько ни убивали христиан-мучеников, сколько ни убивают и ни унижают невинных и праведных сегодня, проигравшими, убитыми для вечности остаются насильники и убийцы, а не их жертвы.
В мире всегда было и есть много различных сил — военных, политических, культурных, религиозных, но победило именно Христианство. Несомненно, это стало возможным благодаря тому, что Христианство создало особый тип людей. Мы – наследники людей, которые по образу Христа были готовы безропотно умереть за свою веру, но не предать своего Господа. Поэтому мы, христиане, — победители. Но победа наша не должна пониматься в земных категориях, как когда-то мечтали о Христе иудеи и даже апостолы, что придет земной правитель и покорит для них все народы. Христос победил смерть и грех, и все христиане причастны к этой победе.
Христианство — религия сильных духом. Признать свою слабость для христианина, как бы странно это не звучало, — это проявление его силы. Как только перед Богом мы осознаем свою немощь и принимаем Его Божественную волю, мы сразу же даем Ему действовать в нас: «Божественная Благодать всегда немощных врачующая и оскудевающих восполняющая» — говорится в молитве во время хиротонии священнослужителя. Об этом свидетельствует и святой апостол Павел, говоря, что, когда он немощен, тогда и силен (см. 2 Кор 12:10).
Какая же главная победа Христианства? На этот вопрос легче ответить, если брать во внимание не только земную временную жизнь, но и жизнь вечную. Если посмотреть с точки зрения земной жизни, то Господь на Кресте потерпел полное поражение. Его, как Человека, казнили и Он умер. Но как бы парадоксально это не звучало — самая великая Победа в человеческой истории произошла в том, что Христос умер, воскрес и даровал каждому верующему в Него и исполняющему Его Заповеди, Жизнь вечную.
Размышляя о роли Христианства, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, подчеркнул: «Христианство дает великую силу победы над смертью, над страхом смерти»[2]. Вера же, как отмечает Святейший владыка, дает силу, которую не могут дать никакая машина, никакой механизм, никакое знание, никакая власть. Эта внутренняя сила делает христианина непобедимым.
Становясь христианином, человек берет на себя исполнение многих обязанностей, одной из которых является любовь к своей Родине. В то же время, каждый христианин желает стать гражданином Отечества Небесного, что никоим образом не умаляет стремления к процветанию, миру и гармонии в Отечестве земном. Любовь к Отечеству — одно из проявлений заповеди о любви к Богу. Нельзя отвлеченно любить Бога, нельзя любить человека, но не любить сотворенного Им. В свое время выдающийся московский святитель Филарет (Дроздов) говорил, что плохой гражданин царствия земного неблагонадежен и для Царствия Небесного. И эти слова с уверенностью можно соотнести со словами Христа: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16:10). Святителю Филарету приписывают и фразу: «Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими». В этих простых, исполненных глубокой мудрости словах — наше жизненное руководство, в них заключено православное видение любви к Родине, как нравственного долга каждого христианина.
Любовь к Отечеству проявляется по-разному, в первую очередь – в защите своей земли и ее граждан. Руси нередко приходилось бороться с попытками захватить и поработить ее и ее жителей. Активное участие в защите Родины принимала и Церковь, помогая духовно и материально. Наш народ всегда с верой и упованием смотрел на Церковь, которая всегда была с ним и веками прививала нашему народу чувство жертвенной любви к Родине и ближнему. Церковь воспитала таких великих защитников Отечества, как князья Александр Невский, Димитрий Донской, Димитрий Пожарский, великие полководцы генералиссимус Александр Васильевич Суворов, адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков.
В 2020 году все мы будем торжественно отмечать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Как и каждый юбилей, Великая Победа — это повод задуматься над важными событиями, которые происходили в те годы и попытаться сделать правильные выводы.
Победа в 1945 году совпала с первыми днями Светлого Христова Воскресения, когда весь мир прославлял Господа, победившего оковы смерти. И мы не можем не увидеть в этом глубокий символизм. Во дни, когда христиане особенно ощущают возрождающую силу Воскресения Христова, низложившую власть тьмы, освободившую души из ада и от уз смерти, открывшую двери в рай, влившую жизнь и свет в души верующих, — наш народ после нескольких лет тяжелейшей войны побеждает врага, посягнувшего на то, что было всегда свято для русского человека — на Родину, на саму жизнь человеческую.
В защите Отечества на фронтах принимали активное участие священнослужители, монахи и множество будущих пастырей Русской Православной Церкви, на оккупированных фашистами территориях священники оказывали большую помощь партизанам.
Одержав Победу над фашистскими захватчиками, наш народ стал народом-победителем, а все мы — наследниками этой Победы. Но какое именно наследие этой Победы получили мы, сегодняшнее поколение? Размышляя над этим вопросом, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Великая Отечественная война явила нам Божию правду о нас самих. Она наказала нас за грех, но явила нам великую славу и силу нашего народа… Мы имеем силу побеждать, а вместе с ней и великую ответственность не уклоняться от этой исторической обязанности быть победителями»[3].
Какой урок мы должны вынести из вышесказанного? Христианство — это религия Победы, которую Христос принес каждому верующему в Него. Чтобы нас исправить и наставить на истинный путь победы над страстями, грехом и смертью, Господь попускает испытания: лишения, скорби – и даже войны.
75 лет назад наш народ своими потом и кровью одержал такую важную и необходимую Победу. Но для ее достижения были крайне необходимы не только танки, самолеты и другая боевая техника. Чтобы помочь нашим воинам и всему народу перенести неисчислимые жертвы, лишения, раны и даже смерть, нужны были духовно-нравственные условия, которые обеспечивала Русская Православная Церковь.
Будучи христианами и наследниками победителей, мы должны помнить и уяснить для себя, что Победа — это не только радость, поскольку ей предшествовали долгие годы жестоких страданий и лишений, в ходе которых погибли миллионы не только наших соотечественников, но и людей из других стран. Свято храня и передавая память об этом великом подвиге наших предшественников, мы должны не только гордиться этим, но и приложить максимум усилий, чтобы суметь сохранить мир и сделать все от нас зависящее, чтобы не допустить войны, дабы больше никогда не повторились эти страшные события.
[1] Цит. по. Пантелеев А.Д. Мученичество и распространение Христианства в Римской империи // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2015. Сер. 2. Вып. 3. С. 34.
[2] См. Слово Святейшего Патриарха Кирилла по окончании Божественной литургии в Никольском соборе Покровского женского монастыря в Хотькове [Электронный ресурс] URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2520815.html
[3] Святейший Патриарх Кирилл: «Великая Отечественная война явила нам Божию правду о нас самих» [Электронный ресурс] URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1157282.html.