2 марта 2020 года, в понедельник первой недели Великого Поста, архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил чтение первой части Великого Покаянного канона преподобного Андрея Критского в Преображенском соборе. За богослужением пели три хора: соборный под управлением Екатерины Павловой, Епархиальных певческих курсов под управлением Галины Зародниной и преподавателей и студентов Якутской духовной семинарии под управлением иерея Александра Коробкина.
По окончании богослужения владыка Роман поздравил верующих с окончанием первого дня Великого поста и напомнил о значении великопостных богослужений:
— Благодарение Господу нашему, сподобившему дожить нам до начала великопостного пути! В первые его дни совершаются одни из самых главных богослужений — чтение Великого Покаянного канона преподобного Андрея Критского. Все богослужения — это не просто слова, когда-то написанные какими-то далекими от нас, абстрактными людьми. Это молитвы великих угодников Божьих, за каждой молитвой стоит ее автор — подвижник, святой, который через эти слова изливал свою души, искал общения с Господом, выражал покаяние. Вот и канон Андрея Критского — одно из самых покаянных произведений, плач души, обращение к душе собственной, размышление о важности духовной жизни.
Мы знаем, что цель Великого Поста — наше преображение, обновление духовных сил. В жизни мы часто меняемся: десять лет назад мы были не такими, как сейчас, утром, идя на работу, мы не такие, какие возвращаемся вечером, и даже приходя в храм, мы разные в начале и конце богослужения. Это свойственно человеку — изменяться в том числе и под воздействием внешних слов, знаков, звуков. Мы же стремимся к тому, чтобы измениться к лучшему — избавиться от греховного и, напротив, стяжать добрые качества, воспитать в себе добродетель, творение добрых дел. Добрые качества и добрые дела — на первом месте из них милосердие, добросердечность, отсутствие зависти, желание угодить ближнему, любовь, конечно же. Все эти добродетели, которые вы знаете по Святому Писанию, важны для нашего духовного совершенствования, и мы знаем, как сложно их в себе воспитать. Проще взрастить греховное.
Среди всех этих добродетелей я назову одну из главных и, в то же время одна из самых легко осуществимых в первые дни Великого поста — я говорю о молитве. Для того, чтобы молиться, не нужно особой подготовки. Чтобы начать молитвенный подвиг, нужно лишь понимание того, как важна молитва для души, которой она необходима как воздух, как правильная основа духовной жизни. Поэтому так продолжительны богослужения первых дней Великого поста — умилительны по мотивам и напевам, глубоки содержанием, чтобы мы уже этой добродетелью положили начало Великого поста. И я рад, что вы разделили нашу общую молитву и благодарю вас за внимание к Великопостному богослужению и пониманию их значения для верующей души. Будем искать отзыва в своих сердцах и умах, будем просить Господа, чтобы этот молитвенный настрой сопровождал нас во все предстоящие сорок дней.