17 апреля 2022 года, в праздник Входа Господня в Иерусалим — Вербное Воскресение, или Неделя Ваий — архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил Божественную Литургию в Преображенском кафедральном соборе. По сложившейся традиции ранняя Литургия совершалась на якутском языке.
За богослужением владыка Роман совершил хиротессию во чтеца выпускника Якутской духовной семинарии Якова Бояркина, а также вручил патриаршую богослужебную награду — палицу — настоятелю Всесхвятского храма иеромонаху Гермогену (Рубцову).
В этот праздник множество верующих стекаются в храм Божий с первыми весенними ветвями вербы, и в конце богослужения эти ветви освящаются.
Поздравляя собравшихся на общую молитву, владыка Роман напомнил о значении праздника:
«Иже на жребяти сести изволивый нашего ради спасения, Христос Истинный Бог наш…»
Как народ в Иерусалиме воспринял этот въезд Христа на осленке? — Шумно и радостно, с ветвями в руках; некоторые постилали Ему свои одежды. Какие слова при этом они кричали? — «Осанна в вышних! Благословен Грядущий во имя Божье!» Где они взяли эти слова — простые люди, жившие в Иерусалиме? — Это слова ветхозаветных пророчеств, которые они слышали не один год во время молитвы в домах Божьих. Это пророческие слова относились к встрече Мессии — особого посланника Божия, Который должен был прийти к Богоизбранному народу и спасти его от внешних оккупантов и от внутреннего плена греховного. С этими словами воспитывался каждый ребенок в Богоизбранном народе — словами встречи с Царем Иудейским, избранным Богом Помазанником.
Почему по отношению именно к Иисусу они кричали эти слова? Потому что несколько дней назад, в среду, умер праведный Лазарь, друг Иисуса Христа, брат Марфы и Марии, живший в Вифании. Он был крепко верующим фарисеем, знатоком Священного Писания. Христа не было рядом, когда Лазарь умер, но поскольку он был человеком благочестивым и известным в городе, то на погребение собралось множество людей. Они видели его мертвое тело, процессию погребальную, как его положили в пещеру — гроб0 — и привалили камнем.
А через три дня в Вифанию приходит Христос и просит провести Его к пещере, где положен был Лазарь. Ученики говорят Ему: не надо туда идти, прошло уже четыре дня, тело Лазаря уже разложилось. Учитывая жаркую погоду в той благословенной земле, оно уже издавало зловоние… Но нет, Христос идет. Камень от входа в гроб отваливают, и все слышат этот тленный запах и ужасаются, как Иисус дерзнул на такой шаг! А Он в присутствии множества людей обращается к мертвецу и говорит: «Лазарь! Выходи вон!» — и Лазарь встает, четверодневный мертвец, и выходит к народу, обвитый погребальными пеленами, не без трупных язв, но исполненный вновь жизненной силой!
Это чудо, конечно, одно из главных в Евангельских событиях. Воскрешением Лазаря Христос показывает Свою власть над жизнью и смертью — над самым дорогим у человека; что Он, Сын Божий Единородный, имеет всю полноту власти забирать эту жизнь или снова возвращать в нее человека. Потому и встречает Его множество людей в Иерусалиме — они знают об этом чрезвычайном чуде, встречают Его как чудотворца и посланника Божия и говорят эти слова: «Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних — спасение с небес!»
Мы знаем, что Христос Спаситель, будучи Богом, провидел и предстоящие мучения, и предательство, и оставление Его. Для Него это было шествие на Голгофу. Люди, к сожалению, через несколько дней поддались мнению завистников Христа, которые и отправили Его на казнь с позволения народа.
Как часто наши религиозные чувства бывают весьма поверхностны; не укорененные молитвами, духовной жизнью, церковными Таинствами и учением, они так же легко проходят. В этот день я сам молюсь и вас прошу молиться, чтобы мы не были предателями, как те люди, которые, встретив, как и мы, Христа с веточками, потом отвернулись от Него. Неглубокими были их переживания, недостаточными знаниями они обладали. Мы с вами в более выигрышном положении, чем они: мы-то знаем, что можно быть или предателем, или с верой и помощью Божьей одержать победу над любым злом — в том числе и над теми грехами и недостатками, которые в нас таятся.
С сегодняшнего дня начинается Страстная седмица. Предыдущие сорок дней мы молились о своем покаянии, и в этом помогала нам Церковь. Все эти сорок дней были о нас, о нашем спасении, о нашем подвиге, о возможности нашего совершенства. А с сегодняшнего дня пост заканчивается. Ограничения в еде остаются, но тема покаяния уходит, уступая место другой истории — истории Страдания Спасителя за нас, для нашего спасения. Мы уже почти не будем класть земные поклоны и просить Господа помиловать нас — не о себе будем молить, а Бога прославлять и, вживаясь, прочувствуя эту страшную Евангельскую историю, еще и еще раз себе напоминать, какой ценой — Божией смерти и Божего страдания — куплено наше спасение, что Бог доныне не оставляет каждого человека, идущего по пути спасения, пытающегося встать на ноги духовно, обрести духовную свободу и быть святым и ангелоподобным.
Вы освятили вербы и понесете их домой как освящающую дом святыню. Призываю вас почтить наступающие дни Страстной седмицы, как почтили вы сегодняшний день. Не совсем с чистой совестью мы будем встречать Пасху, если не почтим Божьи страдания молитвой, тишиной, благочестивой жизнью Лишь тогда мы сможем иметь надежду на полноценную Пасхальную радость, которую Бог даровал миру!
Фото: пресс-служба Якутской епархии; Андрей Сорокин