Вечером 26 февраля 2023 архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил Чин прощения в Преображенском кафедральном соборе в сослужении духовенства г. Якутска. Помолиться с архипастырем и получить благословение на Великий Пост пришли монашествующие Спасского мужского, Покровского и Старо-Покровского женских монастырей, сотрудники епархиального управления, прихожане городских храмов.
Богослужебные песнопения исполняли хоры кафедрального собора и певческих курсов.
В конце богослужения владыка напомнил о значении Великого Поста и умения прощать и просить прощения в духовной жизни:
Воскресенье перед началом Великого Поста Церковь посвятила воспоминанию Адамова изгнания. Когда мы следом за Церковью произносим эти слова, то память наша возвращается к библейскому событию грехопадения первых людей, Адама и Евы. История знакома всем — церковным и только идущим к храму. Адам и Ева были изгнаны за непослушание, за нарушение заповеди.
О чем же была эта заповедь? Она была о посте. Она была небольшой, но важной и значительной для жизни первых, богоподобных людей: не вкушать от древа Познания добра и зла.
За нарушение этого поста они были изгнаны из рая, от общения прямого с Богом. И за это нарушение и мы, живущие в человеческой истории, несем последствия этого изгнания, но вместе с тем и знание, что Бог создал человека для общения с Ним.
Это знание будет двигать человека независимо от его желания — на встречу к Господу, к возвращению к Царству Небесному, из которого первый человек был изгнан. В святоотеческих творениях исключительное место занимает пост как явление в жизни человека — с самого первого поста и доныне Церковь благоговейно требует от нас исполнения его. А для тех, кто знает о посте и его значении в духовной жизни, но сознательно преступает заповедь и нарушает пост — мне сегодня вспоминаются слова одного из великих духовников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры — архимандрит Кирилл (Павлов) говорит: нарушаешь пост — жди скорбей! Проявляешь послушание Церкви — радуйся!
Такое значение в жизни христианина имеет пост. Время благоприятное и спасительное. Мы вместе с Церковью прилагаем эти эпитеты только к великопостному периоду: «Великий и спасительный пост». Сегодня мы вступаем на этот путь, милостию Божией, сотворив общую молитву и получив благословение.
Надо обязательно отметить очень важные моменты, которые важно не забыть в начале поста и быть готовыми исполнить их. Во-первых — послушание Церкви. Не пустое, а исполнение того, к чему она призывает во дни Святой Четыредесятницы. За двадцать веков своего существования она вложила в эти дни так много смыслов, отразила так много путей возвращения к Царствию Небесному, к Богу, так много предложила образов для подражания, что нам стоит только идти вслед за ней: слушать ее песнопения и обращения, слова Священного Писания — и полагать их в своем сердце, стараясь жить так, как она зовет. Это будет большим успехом в нашей духовной жизни, в нашем пути ко встрече с Воскресшим Спасителем.
Еще одно условие правильного течения Поста. Сегодняшнее Евангелие говорит нам о том, как важно уметь прощать, чтобы, простив своего ближнего, мы и сами тем самым сподобимся получить прощение от Господа. Если задуматься, то прощение, умение прощать — едва ли не самое забытое человеческое качество. Об этом не прочтешь в газетах, не увидишь и не услышишь по телевидению. Все более и более это явление уходит из жизни. Вместе с тем без умения прощать и просить прощения мы не можем говорить, что жизнь наша подлинно духовна.
Вот и в этот день мы собрались вместе, чтобы положить начало покаянию и попросить друг у друга прощения. В течение Великого Поста почти каждое вечернее богослужение будет завершаться Чином прощения, когда служащий священник будет обращаться к вам, а вы будете отвечать: «Бог простит!» — показывая тем самым пример, что прощение мы должны совершать всегда, искоренив из своего сердца злобу, обиду. И я, как ваш архипастырь, прошу прощения у вас, честные отцы, братья и сестры, и говорю: простите меня за сделанные ошибки! И Господь и Бог Своим человеколюбием да простит всех вас!
Затем под пение покаянных песнопений, завершающихся, по традиции, стихирами Пасхи, верующие подошли к архипастырю за прощением и благословением на начало Великого Поста.