Русские субэтносы: новый спецкурс в Якутской духовной семинарии

Якутия – не только самый крупный субъект Федерации, занимающий одну пятую часть России, но и край, вобравший в себя огромное количество самых разнообразных национальных культур: титульного якутского народа, коренных малочисленных народов Севера… Русское население Якутии представляет фактически несколько культур:

  • Советская культура – русскоязычные жители, переехавшие в Якутию в советские годы в рамках программ послевузовского распределения и добровольцами (для заработка или подъема хозяйства в стране);
  • «Культура политической ссылки» — образована русскоязычными ссыльными; формировалась на протяжение всего «долгого XIX века»[1] в истории России на основе представителей революционно настроенной молодежи и интеллигенции, осужденных и высланных на окраины Российской Империи – эти люди формировали общественное мнение, оказавшее значительное влияние на рост революционных настроений в Якутии.
  • «Имперская культура» — русскоязычные жители Якутии, представители разных сословий (крестьянства, купечества, казачества, мещан). Все они были носителями самостоятельных культур, которые можно рассматривать отдельно.

И т.д.

К последней можно отнести и сословно-профессиональные группы. Большая часть их ассимилировалась, рассеялась или полностью погибла в период наиболее драматичных социальных потрясений XX века (революция, затем – период репрессий и Великая Отечественная Война).

Своего рода чудом стоит признать сохранение до наших дней культуры потомков государевых ямщиков. Ямщики, обслуживавшие якутско-иркутский почтовый тракт, представляли собой не просто профессиональную корпорацию – они стремились сохранить свой быт и традиции в чуждой для них среде. Парадоксальным образом, практически не смешиваясь с коренным населением, они усваивали и элементы якутской культуры – в первую очередь, языковой. Исследователи «ямщицкого» фольклора приводят множество примеров билингвизма в произведениях устного народного творчества. Более того: на определенном этапе для ямщиков более родным становится якутский язык. Этнографы советского периода отмечали незнание потомками государевых ямщиков русского языка.

Фактически можно говорить о субэтносе потомков государевых ямщиков – во всяком случае, эта группа соответствует определению субэтноса в теории этногенеза Л. Н. Гумилева: «Этническая система, выделяющаяся внутри этноса своим стереотипом поведения и противопоставляющая себя окружению на основе взаимной комплиментарности составляющих ее членов»[2].

В современной отечественной историографии потомки якутских государевых ямщиков как самостоятельный субэтнос не рассматриваются, что существенно сужает возможности его изучения. В Якутской духовной семинарии сочли необходимым попытаться восполнить эту лакуну в российской исторической науке. Слушателям семинарии будет предложен факультативный спецкурс в рамках курса истории России «Потомки государевых ямщиков и русские старожилы Якутии». В ходе изучения студенты познакомятся с историей, фольклором, религиозными взглядами и традициями как ямщиков, так и более известных субэтнических групп – русских старожилов Крайнего Севера: русскоустьинцев (с. Русское Устье, Аллаиховский улус), походчан и колымчан (с. Походск, Нижнеколымский район). Хорошо исследованы говоры и фольклор этих метисированных групп – потомков первых русских переселенцев в Арктике и коренных жителей Крайнего Севера. Компактное и в достаточной степени изолированное проживание старожилов позволило сохраниться их оригинальной культуре и идентификации себя как русских и православных христиан.

Разработка курса проходила в рамках работы по проекту-победителю грантового конкурса Фонда культурных инициатив «Малые этносы большой страны». Авторы и разработчики учебного модуля консультировались с признанными специалистами и исследователями истории и культуры коренного русского населения Якутии – сотрудников Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской Академии наук, а также сами встречались с носителями этих уникальных культур, в том числе выезжали в якутскую Арктику: брали интервью, фиксировали фольклор и традиции на фото и видео.

Учебный модуль не претендует на полномасштабное раскрытие всех сторон жизни русских субэтносов: он ограничен восемнадцатью часами контактной работы, из которых один займет итоговая дискуссия. Однако спецкурс может стать прекрасным введением в проблематику для будущих священников, которым предстоит духовно окормлять и эти группы жителей Якутии.

[1] Период доминирования крупных империй в политической и культурной жизни Европы и Америки, продолжавшийся с Великой Французской революции (1789) до начала Первой Мировой войны (в ходе которой империи распадались). Термин используется рядом европейских, американских и отечественных историков для удобства исторической периодизации.

[2] Словарь понятий и терминов теории этногенеза Л. Н. Гумилева. Составитель Мичурин В. А., под ред. Л. Н. Гумилева

Posted in Без рубрики.