17 марта 2024 года в Преображенском кафедральном соборе был совершен чин Прощения. Первое богослужение Великого Поста возглавил архиепископ Якутский и Ленский Роман. С архипастырем молились все клирики города Якутска, игумении Покровского и Старо-Покровского женских монастырей с насельницами, братия Спасского мужского монастыря, прихожане собора и городских храмов.
В конце чина Прощения владыка обратился к верующим с наставлением на Великий Пост:
Мы вступили на поприще Великого и спасительного Поста и совершили первое его богослужение — первое по очередности и первое по значимости. Согласно Святому Евангелию, Господь не простит наших согрешений, если мы не простим обид, грехов и оскорблений со стороны наших ближних. Поэтому мы и совершаем этот чин, за которым просим друг у друга прощения сначала здесь, в храме Божьем, чему подают пример священники, затем в своих семьях и со всеми окружающими. Это главное условие правильного постного пути — примирение с ближними.
Обращаясь к вам с наставлениями на Великий Пост, я начну с пожелания священникам и людям воцерковленным. Мы, кого уже призвал в церковную жизнь Господь, знаем этот период богослужебного года — а некоторые боголюбцы жаждут и живут ожиданием его, «весны духовной», как называется Великий Пост в богослужебных песнопениях. Они стараются исполнить все предписания Великого Поста, которые сформировались Святой Церковью за двухтысячелетнюю историю: трогательные и мудрые гимны, долгие и содержательные молитвословия, особое убранство храмов, правила поведения, жизни, вкушения пищи…
Все это очень важно. Мы, церковные люди, призваны сохранить и сберечь такую обстановку, открыть ее для всех наших ближних, чему мы и посвящаем много времени и труда. Но избави Бог нас гордиться тем, что мы правильно, согласно уставу, проводим это постное время! Мы не должны ни в коем случае уподобляться фарисеям, которых так часто обличал Христос за то, что при внешне правильном поведении они оставались холодными сердцем и душой, и в них отсутствовала добродетель любви и милосердия к ближним.
Если мы, священники, монахи и монахини, те, кто часто бывают в храме, заметили, что при внешнем исполнении правил Великого Поста наше сердце не становится теплее, если мы также безразличны к окружающим, как было до поста, если мы не заметили в себе особенного покаянного настроения, видения своих грехов, которых у каждого из нас предостаточно, — значит, мы не выполнили главную великопостную задачу. Один из церковных писателей оставил наставление: правильность пути духовной жизни определяется количеством видения своих грехах. Не будем забывать ни на секунду ту евангельскую притчу о Страшном Суде, об овцах и козлищах, в которой Господь открывает нам критерии нашего спасения. Земные поклоны и строгий постный стол должны располагать нам к совершенствованию души, к деятельной любви к ближним, но ни в коем случае не к гордости и не к самомнению.
Другое слово назидания я хочу сказать тем, кто еще не полностью ступил на путь духовной жизни, тем, кто только начинает поститься, кто впервые вступает в период Великого Поста. Я хочу пожелать вам качества, которое мы будем просить ежедневно в молитве преподобного Ефрема Сирина — смиренномудрия. Вы будете постигать глубокую, важную для ваших душ атмосферу Великого Поста, но в этом постижении проявите смирение. Старайтесь пройти этот великопостный путь под руководством опытного духовного наставника, священника. Да избавит вас Господь от критики, от самости в этом деле! Начинающие постное делание нередко впадают в крайности. Кто-то критикует действия духовных наставников и налагает на себя такую аскезу, о какой мы читаем в житиях святых: переходит на хлеб и воду. В таком рвении мы можем совершить ошибку. Во дни Великого Поста необходимо послушать совета священника, знающего вас и ваши возможности, который определит срединный, царский путь постного делания, которым является частью пути спасения православного христианина.
Само прощение будет проходить в течение всего Великого Поста. Каждое вечернее богослужение будет завершаться тем, что священник будет просить прощения у паствы, а та отвечать: «Бог простит, прости и нас и благослови, честный отче!»
Прощение очень важно и не сразу достигается. Да вы и сами знаете, что есть много таких обстоятельств, которые сложно сразу простить, оставить обиду на тех или иных людей… Но непременно надо примириться даже с тем, кого, может быть, и не обижали, чтобы сердце было спокойно, чтобы упразднить всякие пути для действа диавола, который через обиды тайные, через ссоры и ненависть будет мешать нашему спасению, будет нарушать наш мир внутренний, мир между людьми в Церкви Божией и во всем обществе.
Я сказал вам, что священники призваны быть примером для вас и совершая этот чин прощения завершая слово я также хочу искреннее просить у вас прощения, дорогая моя паства, дорогие мои священники, матушки игумении, люди Божии! Я тоже перед вами в чем-то виноват: иногда был несдержан, иногда не был жертвенен, тогда как призван к ангельской жертвенности как священник и монах. Простите меня и через ваше прощение откройте мне двери милосердия Божия!