18 марта, в понедельник первой недели Великого Поста, архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил чтение первой части Великого Покаянного Канона преподобного Андрея Критского в Преображенском кафедральном соборе. Канон читался на русском языке в переводе митрополита Никодима (Ротова).
По окончании Великого повечерия владыка обратился к верующим с наставлением:
В эти дни часто повторяется молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…» — повторяется она, чтобы напомнить нам о тех вещах в духовной жизни, которые в жизни обыденной не замечаются и даже выталкиваются из нее. А Церковь через эту небольшую молитву, написанную сирийским аскетом, жившим в IV веке, пытается напомнить о чем-то значительном и важном.
В первой ее части есть два похожих слова: праздность и празднословие. Что они значат? «Праздность, — скажете вы, — этого ничегонеделанье». И это верно. Праздность — это отсутствие дела, отсутствие чего-либо, это пустота. Мы видим, что в нашей жизни много пустого и, к сожалению, мало глубокого и значительного. И чтобы вернуть это глубокое, надо осознать свою пустоту.
В старину женщину, ожидающую рождения ребенка, называли «непраздной». Это значит, что она не пуста — она носит в себе жизнь будущего ребенка. Мы с вами «непраздны», когда в нас живет Святой Дух, когда душа наша — не спящая, не мертвая, а наполненная духовной жизнью. Нам к этой полноте надо прийти, вымолить ее у Господа, почему и поем мы: «Душе моя, восстань, что спишь? Конец приближается!»
Второе понятие — празднословие. Оно знакомо каждому, но мы не замечаем этого греха. Наш век такой: насыщенный информацией, говорением, словами — и потому ценность слова в нем теряется. Все превращается в пустую болтовню. Преувеличиваю ли я? Мы часто слышим даже на богослужении звук телефона. Получается, что придя в дом Божий, к Богу, мы не можем отказаться от него? Человечество тысячи лет жило без мобильных телефонов, а мы боимся, что пропустим нечто более важное чем Сам Бог? А что может быть важнее общения с Богом?
Мы забываем об этом. Какие-то пустяковые, второстепенные проблемы выходят на первое место. В пустословии нашем мы откладываем Бога и спасение наше на второе место — и в этой болтовне и проходит наша жизнь.
Не укоряю вас, но призываю обратить внимание на эти моменты, которые в другие дни не замечаем. В великопостных песнопениях на них делается особый акцент, чтобы мы задумались и сделали верные выводы…