19 марта 2024 года, во вторник первой недели Великого Поста, архиепископ Якутский и Ленский Роман за Великим Повечерием совершил чтение второй части Великого Покаянного Канона преподобного Андрея Критского в Спасском мужском монастыре. В этом году Великий Покаянный Канон впервые читается по-русски.
Богослужебные песнопения исполнил хор епархиальных певческих курсов под управлением Г. Г. Зародниной.
По окончании богослужения архипастырь обратился к братии обители.
Как волнительно и глубоко переживается служба здесь, в этом благословенном месте, где почти четыре столетия совершается монашеская молитва!
Монастырь собирает людей, посвятивших себя Господу без остатка, целожизненно. Таковыми были и основатели этой обители, подвизавшиеся здесь монахи, и, верю, и нынешние братия во главе с игуменом Иоанном продолжают этот правильный настрой и так же верно устраивают свою монашескую жизнь.
На чем она зиждется? Жизнь монашеская стоит на исполнении трех обетов, которые монахи дают при постриге: послушание, нестяжание и целомудрие. Послушание — Господу, Церкви, священноначалию, духовнику. Нестяжание — свобода от каких-либо излишних вещей, имущества, пребывание в святой обители подобно ангелам, не собирающим ничто материальным, довольствование тем общим, что имеет монастырь. Наконец, целомудрие — это целостное устроение личности, неиспорченная греховными привязанностями, страстями и порокам жизнь человеческая.
На кого старается быть похожим исполняющий эти обеты? Какую цель преследуют живущие ими? Эта цель — вернуть себе то первозданное состояние, которое Бог заложил в акте творения человека. Это потом, через грехопадение, через царствование греха в мире и в личности человека, произошло то, что произошло. А цель монашеского служения — вернуть человека к тому светлому и высокому состоянию, которое задумал о нем Господь.
Вот почему высокое житие монаха называют равноангельским. Совершая без порока свое служение, монах удастаивается уважения и почитания не только со стороны нас, окружающих, но и внимания и небесного венца от Господа и Спасителя нашего.
«Зачем нам пост, раз мы и так все это должны совершать?» — спросят монахи. Я желаю вам, дорогие отцы, не ослабевать в ваших подвигах, придерживаться ваших высоких нравственных принципов и быть примером для всех людей Божьих, которые сюда, в это святое место, приходят и будут приходить, ища в вас и наставников, и образцов христианской жизни и нравственности.
Это очень сложно: добрые дела вызывают сопротивление и нашей греховной природы, и бесовских сил. Но я абсолютно уверен, и в своей жизни, и в жизни окружающих меня монахов встречаю, что Господь не оставляет без обильной и благодатной помощи тех, кто хотя бы пытается исполнить высокие идеалы в своей жизни.
Я молюсь о благополучии и деятельной праведной жизни отца игумена и наших монахов — продолжателей истории нашего древнего якутского Спасского монастыря. Мы просим ваших молитв, и так же и сами молимся, и будем молиться о вашем бытии и подвиге. Пусть милосердный Господь не оставляет вас Своей поддержкой.