В воскресенье 24 февраля 2019 года в Преображенском кафедральном соборе по обычаю совершались две Божественные Литургии: ранняя на якутском языке и поздняя на церковнославянском языке архиерейским чином. Архиепископу Якутскому и Ленскому Роману сослужили настоятель собора иеромонах Никандр (Горбатюк), первый проректор Якутской духовной семинарии иеромонах Фаддей (Булгаков), проректор семинарии по учебной работе иерей Виталий Беликов, благочинный Северного округа иерей Александр Воронов, иерей Евгений Солодовников. Богослужебные песнопения по сложившейся традиции исполняли два хора: соборный и хор преподавателей и студентов Якутской духовной семинарии. Проповедь на тему Евангельского чтения о блудном сыне перед Причастием произнес иеромонах Фаддей (Булгаков). Накануне вечером владыка Роман возглавил Всенощное бдение.
По завершении Литургии архипастырь обратился к прихожанам со словом наставления:
— За всю историю человечества было сказано, говорится и будет сказано много слов, было и будет написано много книг, которые тоже будут содержать слова. Но ни к каким словам, речам и книгам не приложимы эти определения, которые дал Слову Божию, Священному Писанию святой апостол Павел в послании к евреям, назвав его вечно живым и действенным.
Потому Слово Божие так бережно хранится в Церкви. Мы не только благоговейно целуем Евангелие, но и по-настоящему полагаем его в основание всей нашей жизни — и не имеем права поступать иначе. «Хорошо, — скажет внимательный слушатель, — но какое отношение мы имеем к тем персонажам из Священного Писания, которые давно ушли?» Были, например, фарисеи — носили длинные одежды, показно молились — Христос часто их осуждал. Нет их, даже название забылось. А какое отношение к нам имеют такие мутные персонажи, как трусливый Пилат, который дал приказ о распятии Христа, или подлый Иуда, который предал Спасителя? Казалось бы, даже память их должна погибнуть. Но нет — мы часто читаем даже об этих отрицательных персонажах.
Все дело в том, что вся полнота Слова Божия, включая этих героев, — отражение внутренней жизни каждого из нас. Слова Господа, сказанные когда-то, актуальны не исключительно для того времени и для тех людей, которые его непосредственно слышали. Живость и действенность Слова Божия заключается в том, что оно обращено к абсолютно всякому человеку, в том числе и к нам, к нашим ближним и потомкам, которые будут жить после нас. Мы часто сами бываем и Иудами, и фарисеями, и трусливыми Пилатами, и такими, как старший сын в сегодняшней Евангельской притче. Он позавидовал, что младшего блудного сына — приняли, а не его, праведника. И этой своей завистью он всю свою праведность поставил ни во что.
И такое с нами бывает. Потому и важно вновь и вновь слышать Слово Божье, напоминать себе о нем, руководствоваться им.
В Святой Церкви установился определенный ход духовной жизни, который называется годичным кругом церковных праздников. Главный из них — Пасха, и сейчас мы переживаем подготовительный период к нему. Смысл его — в правильном настрое ума, чтобы далее двигаться в нужном направлении.
Подготовительные недели к предваряющему Пасху Великому посту начинаются с недели о Закхее — о маленьком человеке, сборщике податей, который всю жизнь обманывал. Он залез на дерево, чтобы увидеть Христа. А Христос его увидел, открыл его помышления и позвал. И Закхей, откликнувшись на зов Божий, сказал: «Господи, я пол-имения раздам, а кого обидел — вчетверо возвращу!» Он совсем немного сделал — просто влез на дерево, чтобы увидеть и услышать Христа, живую Истину. И мы ловим себя на мысли: правильный человек, верный шаг сделал, и если буду ему подражать — спасусь.
Вторая неделя, прошлое воскресенье — о мытаре и фарисее. Два человека, рассказывает Христос, молятся в храме. Один бьет себя в грудь, плача, потому что он — сборщик податей, иногда брал лишнее. Осознавая это, он рыдал, стоя в храме. А рядом — праведник, который все делал по закону, но настолько был преисполнен гордыни и тщеславия от собственных маленьких дел, что думал, что уже здесь спасен, и ему больше не нужно ничего другого делать. Он гордился так, что осуждал стоящего рядом плачущего человека. И мы вновь думаем: для чего Церковь нам перед постом об этом говорит? Чтобы мы помнили: не надо гордиться нашими делами, потому что они не являются нашим оправданием перед Богом — тем более, когда мы их начинаем считать. Состояние подлинной духовной жизни — покаянное, плач о своих грехах и желание быть лучше.
Сегодняшнее воскресенье — притча о блудном сыне. Мы хорошо знаем ее, и часто в речи употребляем это выражение, блудный сын, имея в виду человека, который оступился и пошел по жизни не туда. Глубокая притча, открывающая нечто очень важное для нашего путешествия в Великий Пост. Она открывает нам безмерную любовь Божью — Господь всегда готов прийти к нам на помощь. Он Сам — безмерная любовь.
Какая земная любовь ценится выше других? Материнская — самая терпеливая, самая всепрощающая, и нет выше ее на земле. А Божественная любовь — еще выше. Мы лишь отчасти можем о ней догадываться. В этой евангельской истории она открывается: что бы мы ни делали, как бы мы ни падали, как бы ни ошибались — Бог все равно ждет и простит, как мама. Даже больше, чем как мама.
Один мудрый человек сказал, что если бы вдруг люди потеряли и забыли Евангелие, то достаточно было бы помнить только притчу о блудном сыне. Уже читая ее, можно было бы правильно настроить себя, верно идти к пути спасения. А я вспоминаю книгу Бориса Ширяева «Неугасимая лампада» о мучениках ХХ века, которые оказались на Соловках за исповедание веры. Там они находились в общих бараках с убийцами и другими злостными преступниками с окаменелыми сердцами. Эти преступники, люди, потерявшие совесть и нравственность, слушая священников, осужденных за веру, всякий раз плакали, слушая притчу о блудном сыне. Они таяли, по-детски рыдали, узнавая себя в этом блудном сыне. Многие из них оживали и начинали свой путь духовного обновления…
Я хочу пожелать вам сегодня перечитать и прочитать близким своим эту глубокую притчу, дающую всем нам верные ориентиры в духовной жизни.