17 марта 2021 года, в среду первой недели Великого Поста, архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил чтение третьей части Великого Покаянного канона преподобного Андрея Критского в Покровском женском монастыре. За богослужением пел хор Епархиальных певческих курсов под управлением Галины Зародниной.
По окончании богослужения владыка обратился к сестрам, прихожанам и паломникам обители с наставлением:
В первые дни Великого Поста Святая Церковь настраивает нас на покаянное чувство. Атмосферу, которая пребывает в храме в это время, один богослов, сподвижник Церкви, называл «светлой печалью»: эти темные облачения, отсутствие церковных украшений, сдержанные одежды самих прихожан, скромные, тихие песнопения, лишенные сладостных изысканных мотивов — все это направлено на то, чтобы мы привычный нам ритм обыденной жизни замедлили и обратились к собственному сердцу, собственной душе.
Потому и поет хор тихо, не изысканно, что мы призываемся обратить внимание к слову, которое звучит в храме Божьем: слову Писания и слову богослужения — потому как через это слово мы найдем и просветление наших душ и ума, и правильные пути к спасению, пути подвижничества, пощения, к которому мы призваны Святой Церковью.
Путеводители, проповедники этих слов молитв — в Церкви не просто люди, пусть даже и одаренные, а те люди, которые сами достигли высоты святой, чистой, добродетельной жизни, а через это были прославлены Церковью. Через их молитвы и откровения мы находим ответы на собственные вопросы и проблемы.
Одна из часто повторяемых молитв во дни Великого Поста, как вы прекрасно знаете, — молитва преподобного Ефрема Сирина. «Господи и Владыко живота моего! — говорим мы несколько раз на дню, за каждой службой суточного круга. — Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!..»
Вся молитва состоит из просьб. Одна — чего «не дай», от чего помоги, Господи, избавиться. И четыре просьбы: дай мне, Господи, духа целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. Почему преподобный Ефрем Сирин из всей полноты добродетели, среди которых очень много и других, очень возвышенных — выделяет эти четыре? Конечно, у преподобного было свое видение, мы можем лишь догадываться. Но Святая Церковь своим почти полуторатысячелетним опытом подтверждает правоту его просьб и повторяет эти слова для нас много раз.
Мне видится, что эти четыре добродетели — целомудрие, терпение, смирение и любовь — это те добродетели, которые невозможно стяжать человеческими усилиями. Все они являются в нашей жизни как дар Божий, но дар не незаслуженный. Дар не только из-за просьб, но который нужно вымолить и правильной жизнью заслужить. Православный христианин, любой верный и порядочный человек немыслим без этих добродетелей. Блудный, гордый, ненавидящий — ни в каком обществе принят не будет. Тем более и невозможно такому человеку надеяться на спасение в будущей жизни.
А Господь, и только Он, может дать их. В ответ на горячую, долгую, искреннюю молитву Он вновь возвращает целомудрие, целостное восприятие жизни, упраздняя грех, помогая исцелиться от него, вернуть целостное устроение мира и собственной жизни; смирение — как понимание собственной немощи; терпение — важнейшее качество человеческой души; и конечно — любовь. Все это — дар Божий, и апостол в одном из посланий это подтверждает, говоря, что любовь — это дар Божий.
Об этом мы и просим Господа. Мы будем все делать, чтобы эта молитва сопровождалась добрыми делами, хорошими поступками и привычками — и надеяться вернуть себе это качества, утерянные грехом. Этот путь длительный и сложный, но вместе мы его пройдем — милостью Божией и предстательством Царицы Небесной, в монастыре во имя Которой мы молимся, молитвами матушки игумении и сестер обители и общими усердными прошениями Господь да дарует нам избавление и грехов и радость праведной жизни. Аминь.