Заглянуть внутрь себя

1 июля 2018 года архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил Божественную Литургию в Преображенском кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству сослужили ректор Якутской духовной семинарии иеромонах Иларион (Варежкин), проректор семинарии по воспитательной работе иеромонах Фаддей (Булгаков), руководитель епархиального отдела по культуре иерей Виталий Беликов, клирик Мирнинского благочиния иерей Андрей Судомойкин, иерей Александр Романенко. Диаконский чин составили диакон Александр Коробкин и диакон Михаил Паршин. Проповедь перед Причастием произнес иерей Александр Романенко.

По завершении богослужения владыка Роман поздравил молящихся с воскресным днем и продолжающимся Апостольским постом и предложил размышление над Евангелием: 

— Идут дни Апостольского поста, когда мы по примеру святых апостолов призываемся Церковью к более глубокой духовной жизни, а значит — чуть больше молитвы, чем прежде, и чаще подходить к Святой Чаше, испытав и проверив свою совесть. 

Многодневный пост понуждает нас еще и еще обратить свой взор в свой внутренний мир. Внешнее замечаем и мы сами, и наши близкие, которые, любя нас, нас поправляют. А как навести внутри правильную духовную евангельскую атмосферу? В этом нам помогает Божественная служба, слушание и чтение Священного Писания, потому что в нем — обращенные к нам бессмертные слова Бессмертного Бога, важные, всегда значимые и всегда актуальные. 

Сегодня мы слышали об исцелении двух Гадаринских бесноватых. Беснование — страшная духовная болезнь, когда сатана настолько овладевает человеком, что воля его оказывается порабощена так, что несчастный перестает себя контролировать и делает вещи, которые не укладываются в рамки человеческого понимаю. В древних городах таких людей изгоняли, потому что жить с ними было невозможно. 

Спаситель встретил двух таких бедных людей. Он не вступил с ними в диалог, зная, что само Его присутствие породить реакцию со стороны охвативших их бесов. Действительно, они сами обратились к Нему: «Зачем Ты пришел нас раньше времени мучить?! Если хочешь выгнать нас, помести нас в свиное стадо!» У места этой встречи паслось стадо свиней, и Спаситель позволил бесам войти в животных. Как только бесы вошли в свиней, те бросились с обрыва в море и утонули. 

Стадо свиней — это большое богатство. Жители того города узнали об этом и вышли навстречу Спасителю. Они увидели двух своих горожан, некогда отличавшихся  звериным нравом, а ныне мирно слушающих слово Христа, сидя у Его ног. Думаете, люди возблагодарили Бога за исцеление своих ближних? Нет, они сказали Христу: «Не входи в наш город. Уйди от нас». И Он оставил их. 

Почему жители Гадаринской страны так сказали? Они увидели результат присутствия Божия, но не чувствовали любви к своим горожанам, а лишь любовь к богатствам — своим свиньям. Пожалев о потерянном сокровище, они и просили Христа уйти. 

Символически в этой истории изображена жизнь каждого человека. Мы, к сожалению, сознательно отвергаем законы Божии и духовную жизнь, потому что знаем: все, что связано с Богом и духовной жизнью, принесет нам жертвы. Умом мы понимаем, что эти жертвы нужные — расставание с нашими «свиньями»: пороками, грехами, дурными привычками. Бог не может ужиться в душе человеческой со скверной и грехом. Если я ищу Бога, то в моей жизни не должно быть места дурному, я должен удалить его! Я должен лишиться этих «свиней», как герои сегодняшней истории. 

И нам важно это помнить. Свиньи остаются свиньями, как бы дорого они ни стоили. Грехи остаются грехами, как бы мы их не любили, дурные привычки — дурными привычками. Их надо называть своими именами, трезво и верно оценивать, прежде всего в самом себе. 

С этого я начал сегодняшний разговор. Кто заглянет внутрь меня, кроме меня самого? Кто поможет исправить мое внутреннее состояние, кроме Бога, Которого я ищу, зову, встречаю и общаюсь через Таинства?

Пусть эта Евангельская история напомнит нам, что только Бог — источник вечного блага, в Нем полнота жизни, стремление к Нему — это подлинное счастье и радость. Пусть остаток Апостольского пройдет мирно. Кто не начинал еще говеть — пусть начнет, кто не подходил еще к Чаше — пусть подойдет. Церковь и Христос открыты, Любовь Божия изливается на каждого приходящего к Нему.

Posted in Главное, Служение архиерея and tagged , , .