6 марта 2020 года, в четверг первой седмицы Великого Поста, архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил чтение четвертой, последней, части Великого Покаянного канона преподобного Андрея Критского. Богослужение прошло в Никольском храме города Якутска.
По завершении чтения владыка обратился к верующим с пастырским поучением:
— «Помилуй мя Боже, помилуй мя!» — такие слова мы особенно часто повторяли в первые четыре дня Великого Поста, которые милостию Божией мы с вами пережили. В эти четыре дня, как вы знаете и почитаете, читается Великий Покаянный канон преподобного Андрея Критского с названным припевом.
Совсем не случайно Святая Церковь с любовью и заботой о нас предлагает нам этот канон в начале поста. Этот канон написан писателем, гимнотворцем, подвижником преподобным Андреем Критским, а дополнен преподобным Иоанном Дамаскиным, тоже вам известным святым, подвижником, гимнотворцем.
Почему называют имя автора канона? Да потому, что вдумчивый слушатель этого глубокого песнопения обращает внимание на суть этого канона и на его слова, обращенные к собственной душе. Нелицеприятные слова — автор канона называет себя самым грешным человеком. Он говорит: «Нет больше на земле более грешного человека, чем я».
Представляете? Как это совмещается — его слова, что он самый последний грешник, и его прославление в лике святых? Как это возможно? Может ли такой грешник быть святым? Или он говорит это для красного словца, а мы за ним повторяем? Нет. Истина здесь глубже.
Цель поста, пути, на который мы вступили — конечно же, не собирание поклонов (хотя и это очень важно), конечно же, не отслеживание, насколько тщательно я исполняю требования пощения (хотя и это очень важно). Цель поста — увидеть себя самого правильно, без прикрас, без гордыни, без самовосхваления и саможаления. Такой, какой я есть на самом деле. Такой, каким меня видит Бог.
А это, оказывается, очень сложно. Существует древнее святоотеческое присловье, что Бог свое Божественное воздаяние посылает не трудам подвижника, а тем добродетелям, которые рождаются в процессе труда. И одна из главных — конечно, покаяние, подлинное видение себя.
Разумеется, преподобный Андрей Критский не был последним грешником, если судить по падениям и количеству грехов. Но степень его глубины переживания даже тех грехов, которые в нем были, степень покаянного чувства была настолько высока, что послужила идеалом для нас с вами, для многих миллионов православных христиан, которые более чем XV веков эти слова слышали и будут слышать в будущих поколениях.
Зачем это надо? Затем, чтобы мы с вами помнили, какова цель Великого Поста. Мы этот канон будем еще раз слушать на пятой неделе — Мариино Стояние. В этом году давайте запомним и сравним, какими мы стали, насколько глубже мы стали ощущать свое недостоинство, как глубоко мы прониклись духом покаяния, желания исправиться и следовать Христу. Это наша задача, которую Святая Церковь нам ставит с первых дней. Будем милостью Божией ее исполнять молитвами преподобного Андрея Критского, преподобного Иоанна Дамаскина, преподобной Марии Египетской и всех подвижников!
В конце богослужения владыка Роман совершил литию по епископу Иакову (Домскому).